Приветствую Вас, Гость
Главная » Доска объявлений » Розробки уроків » Біологія

интегрированный урок химии и биологии
[ Скачать с сервера (94.0 Kb) · Скриншот ] 09.05.2014, 00:14
 

Интегрированный урок

химии и биологии

9 класс

Учитель биологии и химии

высшей категории, учитель-методист

Иванова Вера Николаевна 

Тип урока – усвоение и систематизация знаний.

Цель урока: сформировать знания о физических и химических свойствах белков; систематизировать знания о функциях белков в живых организмах; развивать умения проводить химические эксперименты, делать выводы.

Оборудование: таблица «Структура белков»; карточки с заданиями; набор на каждую парту – спиртовка, штатив с пробирками, держатель, раствор куриного белка, растворы гидроксида натрия, сульфата меди(ІІ), концентрированная азотная кислота. 

Ход урока

І. Организационная часть (1 мин.)

ІІ. Актуализация знаний  (5 мин.)

Задание 1. Написать реакцию образования трипептида из трех предложенных аминокислот (каждая группа получает индивидуальное задание). Один ученик выполняет такое же задание у доски. Дополнительный вопрос ученику, работавшему у доски: 1) Как называется группа – С(О) = N(О) - ?  

2) Какие связи образуются между атомами углерода и водорода?

Задание 2. Тестовое задание (см. приложение). Ответ: 234.

Доп. вопрос: А если бы был изображен такой рисунок? (Учитель показывает на таблице третичную структуру белка). Ответ: 123.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

Сегодня мы продолжаем изучать белки. Вы уже знаете, что именно благодаря белкам мы все, сидящие здесь в классе, отличаемся друг от друга. Каждое животное, каждое растение имеет какие-то общие белки, а какие-то свои особенные. От строения ДНК зависит структура белка, а структура влияет на свойства белков, и, следовательно, на выполняемые функции. На этом уроке мы с вами должны изучить основные свойства белков и систематизировать знания о функциях белков в живых организмах.

IV. Изучение нового материала (15 мин.)

1.                    Физические свойства белков: растворимость белков, образование коллоидного раствора. Демонстрация растворимости куриного белка.

2.                    Химические свойства белков (Краткая беседа о технике безопасности при проведении химических экспериментов):

1)                  Денатурация. Объяснение понятия «денатурация», рассказ о видах денатурирующих факторов, составление схемы на доске.

                        

        ДЕНАТУРИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

 

ХИМИЧЕСКИЕ:                                            ФИЗИЧЕСКИЕ:

- кислоты;                                                       - температура;

- соли тяжелых металлов;                              -ионизирующее излучение;

- щелочи;                                                        - механическое воздействие;

- органические растворители                        - давление.                                                              (спирт, ацетон).                                  

 

Демонстрация денатурации белка при действии растворов сульфата меди(ІІ), хлорида бария, этилового спирта, при нагревании. Лабораторный опыт: Действие концентрированного раствора азотной кислоты на раствор белка.

2)                  Гидролиз белков. На доске показать уравнение реакции.

3)                  Цветные реакции белков. Лабораторный опыт: Реакция белка с гидроксидом  меди (ІІ). Лабораторный опыт: Реакция белка с концентрированным раствором азотной кислоты при нагревании.

 

V. Систематизация знаний о функциях белков (16 мин.)

1. Представление проектов:

Первая группа представляет структурные белки и ферменты.

  Ученик кратко рассказывает о значении структурных белков, приводит примеры, демонстрирует кость после пребывания в концентрированном растворе соляной кислоты и после обжига. Вывод: структурные белки кости придают ей гибкость.

  Второй представитель группы рассказывает о ферментах, объясняет их значение, указывает на условия, при которых сохраняется активность ферментов. Демонстрирует модель молекулы сахарозы (два больших шестиугольника из проволоки, связанных замком), объясняет, что фермент, как ключ, разрывает связь (открывает замок).

  Вторая группа представляет белки крови и рассказывает о свертываемости крови. Демонстрируют самодельную динамичную схему «Свертываемость белков».

  Третья группа представляет гемоглобин и антитела. После рассказа о строении и значении гемоглобина демонстрируется рисунок «Структура молекулы гемоглобина».

Второй представитель группы рассказывает о строении и значении антител, демонстрирует самодельную модель молекулы антитела (на активном центре  модели прикреплен магнит, а антиген сделан из железа).

  Четвертая группа представляет гормоны и белки мышц. О гормонах рассказывается очень кратко, более подробно ученик характеризует значение инсулина, демонстрирует рисунок молекулы инсулина.

  Второй представитель группы рассказывает о строении и значении актина и миозина, демонстрирует самодельную модель саркомера, объясняет механизм мышечного сокращения, основанный на принципе скользящих нитей: тонкие и толстые филаменты перемещаются друг относительно друга, не изменяя собственной длины. 

2.                    Составление схемы «Функции белков»

 

структурная           защитная           ферменты            транспортная      

 

гормоны            ФУНКЦИИ БЕЛКОВ                  токсины

 

двигательная                    запасающая                       энергетическая

 

VI. Итоги (5 мин.)

Составление синквейна. Две группы составляют синквейн на тему «Ферменты», две другие – на тему «Антитела»:

1)                    1 строка – фермент

2 строка – активный, специфичный

3 строка – соединяет, разрывает, ускоряет

4 строка – зависит от кислотности и температуры

5 строка – катализатор

2)                    1 строка – антитела

2 строка – специфичные, синтезирующиеся

3 строка – связывают, обезвреживают, защищают

4 строка – отвечают за гуморальный иммунитет

5 строка – иммуноглобулины 

VII. Оценивание. Домашнее задание. (1 мин.) 


Список использованной литературы:

1. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки: в 5-ти т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1987.

2. Буринская Н. М., Величко Л. П. Хімія: підруч. для загальноосвіт. навч.закл./ Н. М. Буринська, Л. П. Величко – К.: Ірпінь: Перун, 2009. – 232 с.: іл. – Рос. мовою.

3. Страшко С. В., Горяная Л. Г., Билык В. Г., Игнатенко С. А. Биология: Учебн. Для 9 кл. общеобразов. Учебн. Заведений. – К.: Грамота, 2009. -  296 с.: ил.

4. Строев Е.А. Биологическая химия: Учебник для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. – М.: Высш. Шк., 1986. – 479 с.

Добавил: Tatyana_Vladimirovna |
Просмотров: 419 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]