Главная » Доска объявлений » Позакласні заходи » Біологія |
[ Скачать с сервера (4.39 Mb) · Скриншот ] | 10.05.2014, 00:33 |
Екологічна гра Автор - Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І – ІІІ ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель вищої категорії, вчитель – методист
Коротка анотація: Захід «Птахи дельти Дунаю» направлений на виховання в учнів особистої відповідальності за всіх живих істот на землі, бережливого ставлення до довкілля. В ігровій формі учні отримують інформацію про види птахів, які занесені до Червоної книги України. Основною метою цього заходу є ознайомлення учнів з різноманітністю тваринного світу Дунайського біосферного заповідника, станом водних екосистем, екологічними проблемами півдня України. Цей захід можна провести до Міжнародного дня водно-болотних угідь, або до дня птахів для учнів 5 – 6 класів. В якості ведучих та журі слід брати учнів 8 – 9 класів, що виявляють цікавість до вивчення біології. Ці учні самостійно знаходять інформацію про птахів, вчаться виступати на публіці. Представлена розробка екологічної гри «Птахи дельти Дунаю» може бути використана в будь-якому учбовому закладі як виховна година, так і як позакласний захід для учнів основної школи. Птицы дельты Дуная Экологическая игра Оборудование: выставка книг о птицах, карточки с буквами, фотографии птиц (ходулочника, пеликана, каравайки, колпицы) из серии «Животный и растительный мир дельты Дуная», литература о Дунайском биосферном заповеднике. Учитель биологии. Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный классный час. Он посвящен отношениям человека и природы. Речь у нас пойдет о птицах родного края, занесенных в Красную книгу Украины. Что это такое – Красная книга. Существует несколько томов, изданных МСОП. Цвет переплета у них красный. Отсюда и название – Красная книга. Даже цвет предупреждает нас об опасности… О какой же? Оказывается, мы с вами спокойно живем, заняты какими-то делами и не замечаем того, что в окружающей нас природе что-то стремительно меняется, что вокруг нас гибнет много живого. Некоторые виды растений и животных в последние годы вовсе исчезли на планете… Красная книга имеет листы разного цвета. Исчезающие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения, помещены на красных листах. Сведения о тех видах, численность которых еще достаточно высока, но неуклонно продолжает сокращаться, можно найти на желтых листах. Третья категория – виды, которые традиционно редки. Сведения о них даются на белых листах. Четвертую категорию составили так называемые неопределенные виды: они мало изучены и тоже редко встречаются. О них рассказано на серых листах. И, наконец, последняя, пятая категория – виды, численность которых усилиями человека восстановлена на планете. Об этих животных и растениях можно прочитать на зеленых страницах книги. А сейчас, ребята, вы сможете поучаствовать в конкурсе «Отгадай птицу». Эту игру будут вести мои помощницы – учащиеся 8 класса. У нас состоится три тура и финал, как в «Поле чудес», но без барабана. На доске расположены перевернутые карточки с буквами. Каждое слово – это название птицы, обитающей в Дунайских плавнях. Надо угадать название этой птицы. Первый тур будет вести…(представление ведущей). Первая ведущая. В первом туре будут участвовать те ребята, которые отгадают мои загадки о птицах: 1. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (СОВА) 2. Посреди деревьев кузнецы куют. (ДЯТЛЫ) 3. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, иль гуляет в камышах – ищет шустрых лягушат. (ЦАПЛЯ) Первая ведущая (приглашает ребят, отгадавших загадки). Объясняю условия игры. Каждый участник называет одну букву. Если такая буква есть в слове, то можно назвать вторую букву, или целое слово. Если буквы такой нет в слове, то ход переходит к следующему участнику. Внимание! Первое слово – это название птицы, имеющей высокие ноги и умеющей «гавкать». (ХОДУЛОЧНИК) Когда слово отгадано, все участники получают призы, а победитель приглашается на финал. Учитель показывает всем фотографию ходулочника. Затем ученица, которая вела первый тур, выступает с сообщением о ходулочнике (по книге «Жизнь животных»). Учитель. Прежде чем начать второй тур, еще одна моя помощница расскажет вам о том, много ли перьев у птиц. Вторая ведущая. Больше, чем звезд на небе. Больше всего перьев у лебедя. У него - 25 тысяч перышек. Только пятая часть растет на теле, а остальные – на голове и шее. У голубя всего 2 600 перьев. Учитель. Я думаю, что вы знаете, зачем нужны перья птице? Пух согревает и маленьких птенцов. Интересно, а кто из водоплавающих птиц наших плавней раньше всех строит гнездо и откладывает яйца? Вторая ведущая. Пионером в гнездовании среди водоплавающих птиц в дельте Дуная является серый гусь. В отдельные весны уже в первой декаде марта, когда еще и лед полностью не растаял, можно встретить на кромке зарослей их относительно некрупные гнездовые постройки с 4-5 яйцами. К концу же первой декады апреля в отдельные сезоны бывают и первые пушистые гусята, которые растут очень быстро. В конце июня в небе можно видеть уже хорошо летающие семейные группы. Значительная часть этих птиц так и проводит в дельте Дуная всю зиму и лишь во время длительных похолоданий с обильными снегопадами откочевывает несколько южнее. Учитель представляет третью ведущую, которая проводит второй тур. Третья ведущая. Чтобы стать участниками второго тура, вы должны отгадать мои загадки о птицах: 1. Мальчишка в сером армячишке, по дворам гуляет, крохи подбирает, по полям ночует, зернышки ворует. (ВОРОБЕЙ) 2. На шесте дворец, во дворце - певец. (СКВОРЕЦ) 3. Летать летаю, птиц всех забиваю. (ОРЕЛ) Третья ведущая приглашает участников второго тура и объясняет, что они должны отгадать название птицы, обитающей в Дунайских плавнях. Подсказка: название этой птицы почти такое же, как название хлебобулочного изделия, которое пекут на свадьбах. (КАРАВАЙКА) Все участники третьего тура получают призы, а победитель приглашается на финал. Учитель показывает фотографию каравайки, а третья ведущая выступает с сообщением о данной птице (по материалам книги «Жизнь животных»). Учитель. Перед следующим туром вторая ведущая расскажет нам о рекордах птиц, обитающих в дельте Дуная. Вторая ведущая. Самые крупные птицы дельты Дуная – лебедь - шипун (весит 8-13кг) и
пеликан кудрявый (весит 9-13кг). Самый крупный пернатый хищник – орлан -
белохвост. Размах его крыльев достигает Учитель представляет четвертую ведущую, которая проведет третий тур. Четвертая ведущая. Чтобы стать участником третьего тура, вы должны отгадать мои загадки о птицах: 1. В воде купался, сухим остался. (ГУСЬ) 2. Живет в лесу, ухает как разбойник, люди его боятся, а он людей не боится. (ФИЛИН) 3. Черных птиц летают тучи, заселил обрывы, кручи, а еще он – рыбий враг. (БАКЛАН) Ведущая (приглашает участников третьего тура). Внимание! Вопрос! Какая птица, обитающая в дельте Дуная, запасает пищу во рту? (ПЕЛИКАН) По окончании третьего тура четвертая ведущая выступает с сообщением о пеликане (сообщения ученики 8 класса готовят самостоятельно). Учитель показывает фотографии пеликанов Учитель. В украинской части дельты Дуная пеликаны только кормятся и отдыхают, гнездятся же они, главным образом, в одном из наиболее укромных мест дельты – румынском урочище Рошка Бугаева. Здесь расположена самая крупная в мире колония розовых пеликанов – в отдельные годы она насчитывала более 4 000 пар. Поэтому именно пеликан изображен на эмблеме румынского биосферного резервата «Дельта Дуная». Учитель. Перед финалом вторая ведущая расскажет вам о самой незаметной птице наших плавней. Вторая ведущая. Большинство птиц водно-болотных угодий Придунавья гнездятся в колониях. Лишь большие выпи, именуемые за характерный крик бугаями, размножаются одиночными парами. Громкие и гулкие крики этих птиц вечерами и ночью бывают слышны очень далеко, за 2-3километра. Увидеть выпь в природе нелегко. Днем она бездеятельна, скрывается в зарослях; при этом она стоит обычно на одной ноге, сгорбившись и вытянув шею. Основная пища выпей – рыба: караси, окуни, нередко и щука. Они могут питаться лягушками, головастиками, червями, жуками – плавунцами. Зимой в плавнях можно заметить на снегу следы выпи возле «лаза» ондатры. Она там караулит свою добычу – может съесть и ондатру, если нет рыбы. Учитель. Финальную игру проведет…(представление пятого ведущего) Пятый ведущий. В финале участвуют победители предыдущих трех туров. Внимание! Вопрос! Какая птица, обитающая в Дунайских плавнях, изображена на эмблеме Дунайского биосферного заповедника? (КОЛПИЦА) Победитель награждается призом. Учитель показывает фотографию колпицы и эмблему Дунайского биосферного заповедника, а пятый ведущий выступает с сообщением о колпице (по материалам многотомника «Жизнь животных»). Учитель. Вот и завершилась наша игра. Но сегодня, ребята, вы не только играли, вы еще узнали о тех птицах нашей местности, которых нужно охранять. И колпица, и ходулочник, и каравайка, а также кудрявый и розовый пеликаны занесены в Красную книгу Украины. Мы настолько привыкли видеть летающих над нами пеликанов, чаек, аистов, что не представляем, как может быть иначе. Дельта Дуная – это прекрасная «страна» - «страна, де блукають казки». Так называется стихотворение выпускницы нашей школы Ивановой Н.А. Там, де блукають казки Епітетів не вистачає, Щоб змалювать все навкруги. Та кожен тут слова втрачає – І тільки помахом руки Прекрасний світ оцей вітає. Плакучі верби та ставки, Де каченя перелітає З латаття в воду, й навпаки.
Відпочивають пелікани На щойно вимитій косі. Цей світ, як Марс, іще незнаний У комиші та у лозі. Цей світ – у ковдрах ряски, У ситім гомоні пташок. І саме тут блукають казки, Для того, щоб їх хтось знайшов… Заключение Экологическое воспитание является неотъемлемой и важной составной частью учебно-воспитательного процесса. Внеклассные мероприятия экологического характера должны развивать экологическую культуру у учащихся, воспитывать уважительное, бережное отношение к окружающему миру. Экологическое мировоззрение нужно формировать на основе знаний о природе того края, где живешь, о природе Украины. Чувства удивления и восхищения должны быть первыми при изучении флоры и фауны в младших и средних классах, т.к. процесс познания происходит намного легче и быстрее именно через чувства и эмоции. Получая знания о разнообразии растительного и животного мира своей местности в игровой форме, ученики лучше запоминают виды организмов, могут в дальнейшем их легко узнавать в природе. Список использованных источников: 1. Жизнь животных. В 7 т. /Гл. ред.: В. Е. Соколов. Т 6. Птицы / Под ред. В. Д. Ильчева, А. В. Михеева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с. 2. Жмуд Е.И., Федоренко В.А. Дунайский биосферный заповедник: территория и организация // Дельта и человек. - № 6-7, 2007. – 8с. 3. Жмуд М.Е. Пернатые обитатели дельты Дуная // Дельта Дуная. – Одесса: из-во «Все живое» - с. 13 -16. 4.
Жмуд М.Е. К странице рекордов
дельты Дуная // Дельта Дуная. – Одесса: из-во «Все живое» - с. 25. | |
Просмотров: 382 | |
Всего комментариев: 0 | |