Приветствую Вас, Гость
Главная » Доска объявлений » Позакласні заходи » Біологія

экологическая игра
[ Скачать с сервера (4.39 Mb) · Скриншот ] 10.05.2014, 00:33

Екологічна гра

Автор  - Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І – ІІІ ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель вищої категорії, вчитель – методист

Коротка анотація:

          Захід «Птахи дельти Дунаю» направлений на виховання в учнів особистої відповідальності за всіх живих істот на землі, бережливого ставлення до довкілля. В ігровій формі учні отримують інформацію про види птахів, які занесені до Червоної книги України. Основною метою цього заходу є ознайомлення учнів з різноманітністю тваринного світу Дунайського біосферного заповідника, станом водних екосистем, екологічними проблемами півдня України.

Цей захід можна провести до Міжнародного дня водно-болотних угідь, або до дня птахів для учнів 5 – 6 класів. В якості ведучих та журі слід брати учнів 8 – 9 класів, що виявляють цікавість до вивчення біології. Ці учні самостійно знаходять інформацію про птахів, вчаться виступати на публіці.

Представлена розробка екологічної гри «Птахи дельти Дунаю» може бути використана в будь-якому учбовому закладі як виховна година, так і як позакласний захід для учнів основної школи.

Птицы дельты Дуная

Экологическая игра

Оборудование: выставка книг о птицах, карточки с буквами, фотографии птиц (ходулочника, пеликана, каравайки, колпицы) из серии «Животный и растительный мир дельты Дуная», литература о Дунайском биосферном заповеднике.

Учитель биологии. Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный классный час. Он посвящен отношениям человека и природы. Речь у нас пойдет о птицах родного края, занесенных в Красную книгу Украины. Что это такое – Красная книга.

            Существует несколько томов, изданных МСОП. Цвет переплета у них красный. Отсюда и название – Красная книга. Даже цвет предупреждает нас об опасности… О какой же? Оказывается, мы с вами спокойно живем, заняты какими-то делами и не замечаем того, что в окружающей нас природе что-то стремительно меняется, что вокруг нас гибнет много живого. Некоторые виды растений и животных в последние годы вовсе исчезли на планете…

            Красная книга имеет листы разного цвета. Исчезающие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения, помещены на красных листах. Сведения о тех видах, численность которых еще достаточно высока, но неуклонно продолжает сокращаться, можно найти на желтых листах. Третья категория – виды, которые традиционно редки. Сведения о них даются на белых листах. Четвертую категорию составили так называемые неопределенные виды: они мало изучены и тоже редко встречаются. О них рассказано на серых листах. И, наконец, последняя, пятая категория – виды, численность которых усилиями человека восстановлена на планете. Об этих животных и растениях можно прочитать на зеленых страницах книги.

            А сейчас, ребята, вы сможете поучаствовать в конкурсе «Отгадай птицу». Эту игру будут вести мои помощницы – учащиеся 8 класса. У нас состоится три тура и финал, как в «Поле чудес», но без барабана. На доске расположены перевернутые карточки с буквами. Каждое слово – это название птицы, обитающей в Дунайских плавнях. Надо угадать название этой птицы. Первый тур будет вести…(представление ведущей).

 

Первая ведущая. В первом туре будут участвовать те ребята, которые отгадают мои загадки о птицах:

1. Днем спит, ночью летает

     и прохожих пугает.          

(СОВА)

             2. Посреди деревьев

      кузнецы куют.                 

(ДЯТЛЫ) 

3. На одной ноге стоит,

в воду пристально глядит,

иль гуляет в камышах –

ищет шустрых лягушат.

(ЦАПЛЯ)

 

Первая ведущая (приглашает ребят, отгадавших загадки). Объясняю условия игры. Каждый участник называет одну букву. Если такая буква есть в слове, то можно назвать вторую букву, или целое слово. Если буквы такой нет в слове, то ход переходит к следующему участнику. Внимание! Первое слово – это название птицы, имеющей высокие ноги и умеющей «гавкать».

(ХОДУЛОЧНИК)

 

Когда слово отгадано, все участники получают призы, а победитель приглашается на финал. Учитель показывает всем фотографию ходулочника. Затем ученица, которая вела первый тур, выступает с сообщением о ходулочнике (по книге «Жизнь животных»).

Учитель. Прежде чем начать второй тур, еще одна моя помощница расскажет вам о том, много ли перьев у птиц.

Вторая ведущая. Больше, чем звезд на небе. Больше всего перьев у лебедя. У него - 25 тысяч перышек. Только пятая часть растет на теле, а остальные – на голове и шее. У голубя всего 2 600 перьев.

Учитель. Я думаю, что вы знаете, зачем нужны перья птице? Пух согревает и маленьких птенцов. Интересно, а кто из водоплавающих птиц наших плавней раньше всех строит гнездо и откладывает яйца?

Вторая ведущая. Пионером в гнездовании среди водоплавающих птиц в дельте Дуная является серый гусь. В отдельные весны уже в первой декаде марта, когда еще и лед полностью не растаял, можно встретить на кромке зарослей их относительно некрупные гнездовые постройки с 4-5 яйцами. К концу же первой декады апреля в отдельные сезоны бывают и первые пушистые гусята, которые растут очень быстро. В конце июня в небе можно видеть уже хорошо летающие семейные группы. Значительная часть этих птиц так и проводит в дельте Дуная всю зиму и лишь во время длительных похолоданий с обильными снегопадами откочевывает несколько южнее.

Учитель представляет третью ведущую, которая проводит второй тур.

Третья ведущая. Чтобы стать участниками второго тура, вы должны отгадать мои загадки о птицах:

1. Мальчишка в сером армячишке,                                                                           по дворам гуляет, крохи подбирает,                                                 по полям ночует, зернышки ворует.          

                                                                                              (ВОРОБЕЙ)

2.  На шесте дворец,

                             во дворце - певец.                                                 

                                                                                              (СКВОРЕЦ)

3.      Летать летаю,

птиц всех забиваю.                                               

(ОРЕЛ)

Третья ведущая приглашает участников второго тура и объясняет, что они должны отгадать название птицы, обитающей в Дунайских плавнях. Подсказка: название этой птицы почти такое же, как название хлебобулочного изделия, которое пекут на свадьбах.

(КАРАВАЙКА)

 

Все участники третьего тура получают призы, а победитель приглашается на финал. Учитель показывает фотографию каравайки, а третья ведущая выступает с сообщением о данной птице (по материалам книги «Жизнь животных»).

Учитель. Перед следующим туром вторая ведущая расскажет нам о рекордах птиц, обитающих в дельте Дуная.

Вторая ведущая. Самые крупные птицы дельты Дуная – лебедь - шипун (весит 8-13кг) и пеликан кудрявый (весит 9-13кг). Самый крупный пернатый хищник – орлан - белохвост. Размах его крыльев достигает 2,4 метра, а масса – 6,5кг. Самую крупную добычу может проглотить целиком пеликан кудрявый – рыбу массой до 3кг. Наибольшую скорость развивает в полете сокол – сапсан во время пикирования на добычу – более 100 км/час. Самое крупное гнездо – у лебедя – шипуна. Иногда оно достигает 2,9 метра в диаметре. Чаще всего гнездо плавающее. В отдельных случаях оно выдерживает массу взрослого человека.

Учитель представляет четвертую ведущую, которая проведет третий тур.

Четвертая ведущая. Чтобы стать участником третьего тура, вы должны отгадать мои загадки о птицах:

1.      В воде купался,

     сухим остался.                                 

(ГУСЬ)

2.      Живет в лесу,

    ухает как разбойник,

    люди его боятся,

а он людей не боится.                    

(ФИЛИН)

3. Черных птиц летают тучи,

заселил обрывы, кручи,

а еще он – рыбий враг.             

(БАКЛАН)   

 

Ведущая (приглашает участников третьего тура). Внимание! Вопрос! Какая птица, обитающая в дельте Дуная, запасает пищу во рту?

                                                                                                                      (ПЕЛИКАН)

По окончании третьего тура четвертая ведущая выступает с сообщением о пеликане (сообщения ученики 8 класса готовят самостоятельно). Учитель показывает фотографии пеликанов

Учитель. В украинской части дельты Дуная пеликаны только кормятся и отдыхают, гнездятся же они, главным образом, в одном из наиболее укромных мест дельты – румынском урочище Рошка Бугаева. Здесь расположена самая крупная в мире колония розовых пеликанов – в отдельные годы она насчитывала более 4 000 пар. Поэтому именно пеликан изображен на эмблеме румынского биосферного резервата  «Дельта Дуная». 

Учитель. Перед финалом вторая ведущая расскажет вам о самой незаметной  птице наших плавней.

Вторая ведущая. Большинство птиц водно-болотных угодий Придунавья гнездятся в колониях. Лишь большие выпи, именуемые за характерный крик бугаями, размножаются одиночными парами. Громкие и гулкие крики этих птиц вечерами и ночью бывают слышны очень далеко, за 2-3километра. Увидеть выпь в природе нелегко. Днем она бездеятельна, скрывается в зарослях; при этом она стоит обычно на одной ноге, сгорбившись и вытянув шею. Основная пища выпей – рыба: караси, окуни, нередко и щука. Они  могут питаться лягушками, головастиками, червями, жуками – плавунцами. Зимой в плавнях можно заметить на снегу следы выпи возле «лаза» ондатры. Она там караулит свою добычу – может съесть и ондатру, если нет рыбы.

Учитель. Финальную игру проведет…(представление пятого ведущего)

Пятый ведущий. В финале участвуют победители предыдущих трех туров. Внимание! Вопрос! Какая птица, обитающая в Дунайских плавнях, изображена на эмблеме Дунайского биосферного заповедника?

(КОЛПИЦА)

Победитель награждается призом. Учитель показывает фотографию колпицы и эмблему Дунайского биосферного заповедника, а пятый ведущий выступает с сообщением о колпице (по материалам многотомника «Жизнь животных»).

Учитель. Вот и завершилась наша игра. Но сегодня, ребята, вы не только играли, вы еще узнали о тех птицах нашей местности, которых нужно охранять. И колпица, и ходулочник, и каравайка, а также кудрявый и розовый пеликаны занесены в Красную книгу Украины. Мы настолько привыкли видеть летающих над нами пеликанов, чаек, аистов, что не представляем, как может быть иначе. Дельта Дуная – это прекрасная «страна» - «страна, де блукають казки». Так называется стихотворение выпускницы нашей школы Ивановой Н.А.

Там, де блукають казки

Епітетів не вистачає,                                             

Щоб змалювать все навкруги.                              

Та кожен тут слова втрачає –                               

І тільки помахом руки                                           

 

Прекрасний світ оцей вітає.

Плакучі верби та ставки,

Де каченя перелітає                                               

З латаття в воду, й навпаки.                                             

                                                                                                         

Відпочивають пелікани                                        

На щойно вимитій косі.

Цей світ, як Марс, іще незнаний

У комиші та у лозі.

 

Цей світ – у ковдрах ряски,

У ситім гомоні пташок.

І саме тут блукають казки,

Для того, щоб їх хтось знайшов…

Заключение

Экологическое воспитание является неотъемлемой и важной составной частью учебно-воспитательного процесса. Внеклассные мероприятия экологического характера должны развивать экологическую культуру у учащихся, воспитывать уважительное, бережное отношение к окружающему миру. Экологическое мировоззрение нужно формировать на основе знаний о природе того края, где живешь, о природе Украины.

            Чувства удивления и восхищения должны быть первыми при изучении флоры и фауны в младших и средних классах, т.к. процесс познания происходит намного легче и быстрее именно через чувства и эмоции.  Получая знания о разнообразии растительного и животного мира своей местности в игровой форме, ученики лучше запоминают виды организмов, могут в дальнейшем их легко узнавать в природе.

 

 

Список использованных источников:

1.      Жизнь животных. В 7 т. /Гл. ред.: В. Е. Соколов. Т 6. Птицы / Под ред. В. Д. Ильчева, А. В. Михеева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с.

2.      Жмуд Е.И., Федоренко В.А. Дунайский биосферный заповедник: территория и организация // Дельта и человек. - № 6-7, 2007. – 8с.

3.      Жмуд М.Е. Пернатые обитатели дельты Дуная // Дельта Дуная. – Одесса: из-во «Все живое» - с. 13 -16.

4.      Жмуд М.Е. К странице рекордов дельты Дуная // Дельта Дуная. – Одесса: из-во «Все живое» - с. 25.

Добавил: Tatyana_Vladimirovna |
Просмотров: 356 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]